Немецкая юридическая компания Гайстхардт и Партнёры в Москве

Касательно правовой квалификации прайс-листа в российской судебной практике


В практике таможенный орган часто ссылается на то, что непредставление выдержки из прайс-листа декларантом является основанием для корректировки таможенной стоимости. При этом, даже при представлении прайс-листа таможня как правила игнорируют согласованные в договоре дистрибьюторские скидки, а также игнорирует рынок, к которому указанный прайс-лист относится (в случае его действия вне территории таможенного союза). Обосновать дистрибьюторские скидки декларантом как правила не удастся, особо, когда он взаимосвязан с продавцом, поскольку таможня в этом случае ссылает на переход бремени доказывания факта отсутствия влияния взаимосвязи на цену.

Судебная практика, исходя из правовой природы прайс-листа, идет на помощь декларанту. Прейскурант в качестве ресурса для определения таможенной стоимости подлежит отклонению в суде по следующему:

  1. Согласно п. 31 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 13 прайс-лист не является обязательным документом, выражающим ценовое содержание сделки.
  1. Прайс-листы не являются обязательными для предоставления, а, следовательно, они не могут быть надлежащими источниками для подтверждения или опровержения таможенной стоимости (постановление 9 ААС от 23.10.2020г. 09АП-39708/2020).
  1. Законодательство не дает определения термину «прайс-лист», то есть, в отличие от оферты, это не правовая категория, а устоявшееся в хозяйственном обороте понятие, под которым, как правило, понимают список товаров, содержащий цену единицы каждого его наименования. Арбитражная практика не признает прайс-листы публичной офертой, а заявку -акцептом, так как в прайс-листах нет существенных условий договора, например, количество товара, в них лишь дается информация о товарах, предлагаемых к продаже. Из этих документов не усматривается воля поставщика заключить договор с любым заинтересованным лицом (Решение АС от 20.01.2020 г. по делу № А40-273553/2019).
  1. Исходя из обычаев делового оборота, прайс-лист является информационным документом и не порождает для покупателя правовых последствий. Законодательно не предусмотрено обязанности и определенной формы оформления прайс-листов. Любой продавец самостоятельно определяет необходимость оформления прайс-листа, а также информацию, содержащуюся в прайс-листе (Решение АС г. Москвы от 13.05.2022 по дело № А40-31503/22).
  1. При этом прайс-лист представляет собой лишь коммерческое предложение от фирмы-продавца/изготовителя. Обязательность предоставления прайс-листа не предусмотрена нормами таможенного законодательства, обязательство продавца по предоставлению прайс-листа также не предусмотрено положениями заключенного между покупателем и продавцом контракта. Информация прайс-листа может являться лишь справочной, либо проверочной величиной в совокупности с иными коммерческими документами, но не основным коммерческим документом, свидетельствующим об условиях конкретной сделки, ни тем более основанием для корректировки таможенной стоимости (АС Свердловской области от 12.05.2022 по делу № №А60-11039/2022).